17 февраля 2016 года в Институте социологии и регионоведения ЮФУ по инициативе Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону прошло заседание круглого стола «Современные тенденции развития публичной дипломатии в условиях геополитической конкуренции».
В работе круглого стола приняли участие представители Министерства иностранных дел РФ, ученые Южного федерального университета и Россиской академии наук, представители некоммерческого сектора. В своем обращении к собравшимся участникам заместителя директора Института социологии и регионоведения по научной работе и экспертной деятельности, к.с.н., доцент А.В. Сериков отметил, что современный вектор внешнеполитического развития России требует новых подходов к защите ее национальных интересов и формированию позитивного имиджа в мире. Таким инструментом может стать активизация технологий soft-power в рамках общественной дипломатии.
Секретарь Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону Е.И. Иванова и атташе Представительства МИД России в г. Ростове-на-Дону А.Н. Бобров отметили заинтересованность государства в активизации механизмов публичной дипломатии, что должно иметь целью изменение образа России у зарубежной общественности и бизнес-кругов. В связи с этим, Министерство иностранных дел выступает инициатором научной дискуссии о технологиях, инструментах и направлениях развития публичной дипломатии. В ответ ученый секретарь Южно-Российского филиала Института социологии РАН, к.полит.н. Ш.М. Атоян охарактеризовала основные технологии применения «мягкой силы», а также преимущества soft-power перед strong-power. Кроме того, анализируя тенденции развития современной геополитики, она отметила трансформацию вектора от применения технологий «мягкой силы» к технологиям «умной силы».
По мнению к.и.н., руководителя направления «Международные отношения» в Институте истории и международных отношений ЮФУ Р.С. Айриян основным направлением soft-power России должна быть «культурная экспансия», субъектами которой должны быть российские дипломатические миссии, русские диаспоры и НКО, специализированные телеканалы, ориентированные на вещание за рубеж и размещающие информацию культурной направленности. Свою поддержку этой позиции выразила к.и.н., доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ Е.Л. Щукина, которая отметила необходимость создание мощного интернет-ресурса «Культура России», который бы синтезировал исторический, культурологический, краеведческий материал о России на иностранных языках и пропагандировал российскую культуру за рубежом. Продолжая эту идею, к.полит.н., заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук ЮФУ Р.А. Пупыкин отметил, что в современном постиндустриальном обществе значительно возрастает роль уже не столько общественная дипломатия, сколько информационная дипломатия и от того, насколько Россия будет эффективно реализовывать свою информационную стратегию во многом завит ее международный имидж. Технологии информационной дипломатии выглядят тем более привлекательными, так как не требуют больших финансовых ресурсов.
Широкую дискуссию вызвали вопросы, касавшиеся субъектов публичной политики в России. Так заведующий кафедрой технологий и организации туроператорских и турагентских услуг Высшей школы бизнеса ЮФУ, к.и.н, доцент С.Г. Горяйнов отметил в своем выступлении, что свертывание выездного туризма и переориентация отечественных туроператоров на внутренний туризм негативно сказывается на восприятии России в странах, с которыми традиционно крепкими были именно туристические связи. Более того, места российских туристов быстро занимают туристы из Китая и других азиатских регионов, на них переориентируется бизнес турецких и египетских предприятий туриндустрии.
О сложностях развития публичной дипломатии через некоммерческий сектор говорила исполнительный директор РРО МОО «Общество дружбы и сотрудничества с Арменией» А.И. Пятакова, которая отметила сложности реализации совместных проектов, организуемых российскими НКО и зарубежным партнерами из-за присвоения статуса «иностранных агентов». По мнению руководителя НКО в присвоении статуса «иностранного агента» государство должно проявлять более гибкий подход, исключающий дискриминацию тех организаций, которые пропагандируют патриотические ценности и деятельность которых как раз и направлена на практическую реализацию публичной дипломатии России. О потенциале религиозных общин в деле развития публичной дипломатии России говорил в своем выступлении к.с.н., ведущий научный сотрудник Института социологии и регионоведения А.В. Бедрик. Он обратил внимание собравшихся на состоявшуюся 12 февраля встречу глав Русской православной и Римской католической церквей, которая как раз и является ярким примером действия, сближающим позиции России и Запада.
В конце А.В. Сериков обобщил основные идеи, прозвучавшие на встрече, и выразил готовность Южного федерального университета и Института социологии и регионоведения стать площадкой для проведения научного форума «Современные тенденции развития публичной дипломатии», с инициативой которого выступили представители МИД РФ.